вторник, 3 апреля 2012 г.

ИВАН СМИРНОВ: «НУЖНО ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ И ДЕЛИТЬСЯ ЭТИМ С ЛЮДЬМИ»


 
В марте издательство «Эксмо» выпустило книгу Джона Деренговски «Герои гитары». Во время работы над изданием в редакции велись разговоры о европейской музыке и о музыке отечественной. Мы восхищались Хендриксом, Клэптоном, Слэшем. Разумеется, говорили о русских гитаристах, а точнее об одном – об Иване Смирнове.  Конечно, неслучайно именно о нем – Иван Смирнов один из лучших, и с этим не поспоришь.
11 апреля 2012 года в 19.00 в кафе Exlibris состоится презентация книги «Герои гитары», и Иван Смирнов будет нашим гостем. Однако прежде нам посчастливилось стать его гостями – музыкант пригласил нас на свой концерт, который состоялся 31 марта 2012 года в клубе Бутмана на Чистых прудах.
О великих гитаристах мы будем говорить на презентации, а сейчас редакция группы «Культура. Искусство» побеседовала с Иваном Николаевичем о русской душе и штампах, о пустоте и словах.

Иван Николаевич, в прессе Вас называют «Лучшим гитаристом России»…
В 1996 году был конкурс, в котором участвовали очень хорошие музыканты, профессионалы. Свои записи присылали со всей России. Жюри отобрало нас ― десять человек, исполнителей, работающих в разных жанрах, и назвали «лучшими». С тех пор журналисты и подхватили этот ярлык. А вообще, что значит «лучший»? Каждый по-своему лучший.
Еще я прошу не называть меня «виртуозом». Если музыкант не виртуоз, то какой смысл браться за инструмент? Мне кажется, дело не в том, как исполняют произведение, дело в репертуаре. Бывает, что гитаристы играют очень виртуозно, но слушать их скучно.
А как вы к относитесь к слову, к имени? Например, к Вашему имени? Оно для русской культуры многое значит, это не просто имя, это символ национального характера…
Имя – судьба. Я всем говорю: называйте сыновей Иванами. Во-первых, это имя означает «благодать Божия». Для меня как для человека православного имя имеет большое значение.
Иван Николаевич, Ваше творчество любят ценители хорошей музыки. Поклонники вслед за критиками называют вашу музыку «русской», считают, что именно так звучит русская душа. Как Вы считаете, какова она, русская душа?
Это не русская душа, это русское музыкальное ощущение. Наша страна находится между многими мирами, между многими культурами. Русский характер открыт для всего, и сыграть мы можем все. Важно, чтобы звучало это по-русски. Отечественная классическая музыка основана на западной культуре, но она прошла через русское музыкальное ощущение.
Ваша музыка эклектична. Иван Николаевич, как Вы выбираете из многочисленных мелодий ту, которую следует сыграть?
Все самое ценное я беру и пропускаю через свое ощущение, абсолютно русское ощущение. У меня другого нет.
Притча о Вавилонской башне гласит, что в древности люди говорили на одном языке. Иван Николаевич, как Вы думаете, существовал ли единый музыкальный праязык?
Пожалуй, да. В фольклоре народов мира можно найти много общего: например, между музыкой финнов и  австралийских аборигенов. И это нормально ― человечество создано единым Творцом. А Вавилонскую башню, разобщившую всех, люди стали строить по глупости, из-за гордыни. Люди забыли о том, что они – дети Божьи.
Иван Николаевич, важны ли для Вас преемники?
Да, конечно. У нас же музыкальная династия: у моего сына Миши своя группа, Иван многое берет от меня. Мы влияем друг на друга, хотя каждый идет по своему пути.
Ваше творчество — вне  мейнстрима, однако у Вас немало поклонников. Как вы думаете, что позволяет современному человеку услышать Вашу музыку, воспринять Ваши ценности?
 Не знаю. Я получал письма от людей, которые были тяжело больны. Они попали в катастрофу, и в результате травмы не могли ходить. Они писали, что им моя музыка помогла встать на ноги, понимайте буквально. Наверное, есть какие-то сферы, пространства, с которыми они сталкиваются в первый раз. Не каждый может слушать современную популярную музыку, но не каждый может слушать и классическую музыку. А здесь что-то новенькое и нескучное.
В чем источник новизны?
Не думаю, что нужно ставить себе цель: «Вот сейчас я напишу что-нибудь новое».  У меня случается что-то новое тогда, когда я остаюсь в вакууме. Как говорят, «природа не терпит пустоты». Когда я оказываюсь пустым, меня наполняют новые идеи, новые формы. Мне кажется, нужно себя открыть каким-то пространствам. Нужно делать открытия и делиться этим с людьми.




Досье


Иван Николаевич Смирнов (род. 9 сентября 1955) — российский композитор, электроакустический гитарист, исполняющий музыку в жанр этно-фьюжн, лидер квартета Ивана Смирнова. Его творчество глубоко пронизано чувством «русскости» — чувством своих национальных корней, духовности, но он не превозносит русскую культуру над культурами других народов, скорее напротив, берёт лучшие музыкальные черты у ритмов Испании, мелодий Востока и лиричности голливудских саундтреков.

Дискография


"Карусельный лед", 1996
"Страна, где ночует солнце", 2003
"Крымские каникулы", 2003

Официальный сайт Ивана Смирнова: http://ivansmirnov.com/


Книга Джона Деренговски о тех, кто подарил человечеству ни с чем не сравнимый драйв гитарной музыки, - она посвящена лучшим музыкантам XX века. Издание представляет собой сборник биографий как легендарных, так и малоизвестных исполнителей, без которых не было бы ни Би Би Кинга, ни Слэша, ни Эрика Клэптона. Перед вами "живая" история популярной музыки и увлекательный рассказ о настоящих героях гитары. Каждая глава сопровождается полной дискографией и уникальными фотографиями исполнителей.

3 комментария:

  1. уже жду свой экземплярище))

    ОтветитьУдалить
  2. Меня удивляет опять, что абсолютно не указывается имя автора музыки -АХМАДА БАКАЕВА. И Иван не говорит о том, что он всего лишь исполнитель. Я понимаю то, что Иван пропускает все через свою русскую душу, но это не меняет факта, что музыка написана таджикским композитором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Нигора! Возьму на себя смелость и отвечу за Ивана Николаевича. Всегда в плей-листах дисков имена исполнителей и композиторов указываются. Что касается интервью, не было задано ни одного вопроса об авторстве композиций.

      Удачи!

      Удалить